Школа соцпсихологии 

http://udacha-uspeh.ru Проблема непонимания В сути каждого конфликта, включая самые разрушительные военные действия, находится проблема непонимания человека человеком. Человеку которому дано привить людям культуру понимания людей  -  поклонится весь мир.

Тема: Проблема непонимания и барьеры непонимания

Бодхисаттва сказал  паломнику: «Ты хочешь выпить воды из Ганга, благоухающей запахом леса?» Паломник отвечает так:

«Что такое Ганг? Вода ли Ганг? Песок ли Ганг? Ближний ли берег Ганг? Дальний ли берег Ганг?» Бодхисаттва отвечал: «Если ты исключишь воду, песок, ближний берег, дальний берег, где ты найдешь хоть какой-нибудь Ганг?»

(Из Джатак)

Проблема непонимания

В сути каждого конфликта, включая самые разрушительные военные действия, находится проблема непонимания человека человеком. Человеку которому дано привить людям культуру понимания людей  -  поклонится весь мир. Ключ здесь один - добро!

Барьеры непонимания

Коммуникативные барьеры непонимания  являются ядром, в котором лежит  вся проблема непонимания между людьми.

Шесть барьеров непонимания

1.            Не желание прощать.  Понимающий человек склонен к прощению. Понять  человека  невозможно не прощая его. Вы можете понять людей тогда когда будите, готовы их простить. Простить – это означает примирится и в случае необходимости освободить  от правовых обязательств. Это бывает очень сложно.

2.            Разум слышит всё то, что понимает и наоборот глух к тем слова которые не может осмыслить. Поэтому разговоры надо строить всегда на уровне восприятия людей. Это не значит, что разговаривая с подростком вы должны его имитировать. Но вы всегда должны быть понятны. Понимание в свою очередь – это  процесс мышления  который сравнивает  некие образцы  или нормы, принципы  с вновь полученной  информацией переосмысливает и включает её в свою систему рассуждения.

3.            Желание манипулировать выше желания понимать.  Встать на позицию человека и понять его личные потребности, а не ваши желания настоящее искусство, котором повсеместно пренебрегают из-за корысти. Манипулирование  завязано на получение прибыли, либо иных выгод путём искажения правды.

 4.       Отсутствие знаний о себе самом. Тот, кто не понимает самого себя, не  имеет возможности понять других людей.  Понимание других исходит из самопознания которое является началом развития человеческой мудрости на основе осмысления самого себя, своих психический, физических и других особенностей.

5.            Привычка навешивать  ярлыки. Например, когда о ком-то говорят, что он дурак,  то в 90 случае из ста повторяют чужое суждение о человеке. Такой ярлык был навешен  из-за  непонимания и обиды.  Навешанный ярлык - это всегда односторонняя характеристика отрицательного, обвинительного  свойства.  В реальности же дураков значительно меньше, чем ярлыков  возникших из-за недопонимания.

6.            Привычка осуждать  тех,  кто  имеет иные взгляды и убеждения. Таких  мы часто судим за  то, что якобы мыслят неправильно  и вешаем на них ярлыки врагов. В реальности наши взгляды и убеждения  чаще оказываются ложными суждениями и предрассудками. А наши убеждения так это вообще  просто мнения, не подкреплённые доказательствами. Однако на них мы выстраиваем наши миры и они  находятся под угрозой разрушения. Поэтому мы и бережем, пусть даже ложные убеждения.

Коммуникативные барьеры непонимания  возникают в выше приведённых случаях, но  существуют и другие более второстепенные и их сотни. Можно, например, назвать: личный барьер, мотивационный, этический, барьер стиля, социальный барьер, барьер семантики, логики, фонетики и многие другие.

Личные барьеры непонимания возникаю тогда когда людей не устраивает наша личность. Причины различны, от внешних данных и  способе выражения мысли, до  личной неприязни из-за каких либо событий в прошлом.

Барьер мотивов возникает при разности мотивов. К примеру, одни желают получить деньги, а другие пожертвовать на благотворительность.

Этические  барьеры непонимания  возникают при  разных подходах к морали и при разности характеров.

Барьер стиля  это разность подходов к художественным формам. Например к художественным формам региона, нациям, эстетическим самовыражением.

Социальный коммуникативный барьер – это наиболее известный и широко описанный. Он классовый барьер. Причина  непонимания здесь заключена в разности  доходов.

Семантические барьеры непонимания  - это разность выражения объектов. Иначе говоря, одни и те же объекты у разных людей  имеют различные названия.  В таких случаях говорят, что нарушена семантика - это значит, что имеется разность между обозначением объектов и отношения к ним.

Барьер логики – это  нарушение форм мышления. Когда одинаковые доказательства могут приводить к разным выводам, а связи причины и следствия воспринимаются неоднозначно.

Фонетические барьеры непонимания - когда одному человеку или группе людей не нравится голос или  его акцент или звуковой строй голоса. Например, по причине того, что речь человека плохо развита либо она непонятна. Например, барьер фонетики часто происходит при разговоре по телефону, когда фразы могут звучать с помехами,  очень тихо или громко.

Многие барьеры непонимания часто связанны с недоверием к людям. Никто не может просматривать в головах у чужих людей их переживания, душевные порывы, мотивации, образы мышления.  Мы даже не можем сказать видит ли человек деревья точно такими зелёными как мы,  или его зелёный  не такой как у нас. 

Нельзя овладеть новым не изменив в себе старое и не изменившись самим. Поэтому если мы ищем  возможности снять коммуникативные барьеры непонимания нам надо  стать несколько другими, теми, кто желает понимать людей. Кто не принимает насилие и старые законы подобные  «око за око».  Ведь эти правила древних людей зиждяться на  насилии, а не на понимание людей. Всё что мешает братским взаимоотношением должно быть  изменено. Подобные  законы, льющие в мир насилие - неприемлемы и с ними надо бороться без насильственными методами.  В этом проблема непонимания.

А ещё враг непонимания окружающих – стереотипное мышление. Это упрощённое, стандартное и часто ярко эмоциональноокрашенное  суждение которое является  шаблонным высказыванием, но никак не правдой.  Всем кто хотел бы найти взаимопонимание можно пожелать иметь представления того, чего хочет человек, попробуйте поставить себя на его место. Это помогает найти взаимопонимание.

 Мир непонимания

Есть много разных способов отдыха. Я, как и тысячи других Астраханцев, предпочитаю  тихие места и палатку, когда можно прохладной ночью сидеть на берегу реки, смотреть в бескрайний космос  на звезды, слышать треск суетливого огня. Точно также, мой далекий предок поднимал голову вверх и удивлялся этой красоте. Он наслаждался великой, непостижимой тайной бескрайнего мира, несравнимо большего всего на Земле. Луна проложила блестящую дорожку на воде. Темный лес застыл на другом берегу. Большая, загадочная рыба, нарушая всеобщую, тихую торжественность. Своим всплеском добавила она в эту мистическую картину жизненной силы, бесконечности бытия, желание вдохнуть полной грудью, влить в себя с этим вздохом всю эту свежесть, красоту и упоение мира.

Глупостью будет, если  начать исключать из целого образа разные частности. Неправильно  рассматривать целое по частям, потому, что мы не получим полного представления о целом, если сконцентрируем внимание на отдельной его части. Так непонять даже малого не только вести рассуждения например о Боге. С другой стороны воспринимая, к примеру, природные явления, или картины  в целом, и общем мы упустим множество деталей которые создают и наполняют собой все видимое. Без этих деталей нет ничего вообще и исключая их мы рискуем потерять всё. Художнику что бы написать картину надо прорисовать не только форму, но и объем, и даже движение,  обращая внимание на мелкие, детали  полутени, тени. С  особым вниманием уловить, то что неуловимо простому взгляду человеку и доступно лишь тому кто изучает эти тайны. 

neboЧто же  важнее, общее как явление или частное как элементы, из которых  все это явление состоит? Этот вопрос стоит того что бы остановится на нем подробней. Кто-то скажет, что важно частное, другой возразит, общее мол важней, а третий возможно расскажет,  что все это неразрывно связанно и поэтому и общее и частное  не могут существовать друг без друга. Правы будут все троя, потому что все зависит от задачи которую перед собой ставит человек.  Для одного достаточно знать, что ему надо, к примеру, сесть в самолет в определенное время, модель самолета, и время которое он затратит на полет. Пилотам этого самолета необходимо знать больше и быстро решать большое количество частных задач связанных с  погодными условиями, навигацией, заправкой, свойством аэродромов, работой двигателей, количеством пассажиров и т.д. А конструктору этого самолета? Ему ведомо всё устройство самолёта! Он знает все большие и маленькие детали, и конструктор обработал столько информации, которая никому из двух предыдущих людей просто не нужна для пользования самолетом. Но конструктор может не иметь навыков управления самолетом. И он совсем не художник который сел пассажиром в самолет и не имеет ни малейшего понятия о работе двигателей и их типах.  Речь здесь  как не странно не только о природе явления, но и о конфликтах между людьми связанных с их миропониманием. Если бы к примеру наши художник, пилот, и конструктор поспорили, что вполне вероятно, о том кто из них важней, то они долго бы говорили и возможно конструктор убедил бы своих оппонентов в том что он самый важный. Художник видимо все равно остался бы при своем мнение, пилот принял бы точку зрения конструктора,  но суть в том, что все троя оказались бы правы и неправы одновременно. Поскольку, что не говори, а  в мире все относительно.

Об относительности всего сущего в мире было известно людям наверное всегда, в научном же мире считается, что теория относительности утвердилась в 1905г. с легкой руки А. Эйнштейна. Теория относительности не пришла к нам из психологии, а стала результатом обобщения  физических законов механики и электродинамики. Формулировки теории в этих науках не легки для понимания широких кругов населения. А вот психология тяготеет к обобщающим, наглядным примерам и все становится на свои места, когда именно психолог или социолог начинают говорить об системе относительности.

Допустим  мы с вами возле железнодорожной линии, по которой проносится поезд. В поезде находятся люди, их вещи, а в одном купе летает маленький комарик. Путешественники которые едут в поезде увлеченно говорят друг с другом, окно их купе плотно закрыто, на окне занавеси и попутчики совсем не замечают того что мимо них проносятся разные объекты скажем со скоростью 70 км. в час. Если спросить путешественников движутся они или нет они могут сказать, что не двигаются потому что комарик взлетел со стола купе и перелетел на дверь. Его движения спокойны и никакая сила не отталкивает его к задней стенке купе, комарик свободно может перемещается по всему объему вагона.  Маленькая девочка подкидывает в коридоре вагона мячик и ловит его. Мячик падает ровно вниз прямолинейно и не смещается. И уж конечно путешественники в купе поезда с полным основанием считают, что книга, лежащая на их столике, остается на месте. С другой стороны мы то с вами видим, что поезд движется, и мы имеем все основания считать, что книга так же  движется и притом с той же скоростью, что и поезд. Так движется на самом деле книга или нет? На этот вопрос, очевидно, нельзя ответить просто “да” или “нет”. Спор между путешественниками и нами стоящими у железной дороги был бы пустой тратой времени, если бы каждый отстаивал только свою и отрицал другую точку зрения. Понятное дело, что  все мы правы и чтобы согласовать позиции, нам придется признать, что книга покоится относительно поезда и движется относительно нас вместе с поездом. Понятие покоя и движения приобретают смысл лишь тогда, когда указана точка отсчета.

Когда возникает конфликтная ситуация, полезно вспомнить о теории относительности. 

Каким бы не был спорный вопрос в нем существует несколько точек зрения и возможно все они правильные. А раз так, то конфликты просто глупы. Когда человек понимает, что любое мнение других основано на их миропонимание проблемы и споры прекращается, и начинаются поиски компромиссов. Находится точка отсчета. В судах такой точкой отсчета является многотомные законодательства и мнение судьи, а  в жизни людей их личное миропонимание, включающее в себя личный опыт, религиозные убеждения, коллективное мнение и т.д. и т.п. Человек в своей жизни может наделать разного и бывает так, что сбившись со своего пути, погружается в болото мелких проблем которые сам же и создает.

Как же понять нам,  стоящим у железнодорожной линии,  процессы, которые происходят  в поезде. Что для комарика летающего там, частное или главное, и самое важное, где у него точка отсчета? Конечно же, мы все это обязательно поймем, в случае если захотим понять. Определим точку отсчета и сможем эту точку передвинуть в нужное нам место. А сдвинуть точку отсчета, мы применим миропонимание человека к другим обстоятельствам при этом не чуть не изменяя миропонимание. Случается, что люди так привыкли к свое точке зрения, что изменить её им очень сложно. Находясь в одних и тех же условиях долгое время человек и сам становится отражением той бытовой ситуации к которой привык. Примеров здесь можно приводить огромное количество. Можно говорить и архитектуре, когда города, деревни и сёла строились по одному архитектурному проекту большим количеством разных людей на протяжении веков. Другие планы зданий казались нелепыми. Можно писать об акцентах в речи определенных групп или о одинаковой одежде, прическах и многом, многом другом. Но всё же лучше всего рассказать сказку

Сергей Манцуров http://udacha-uspeh.ru


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

www.38i.ru